Участие городов Дальнего Востока в снабжении фронта в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)

Участие городов Дальнего Востока в снабжении фронта в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)

Промышленный вклад

Комсомольск-на-Амуре

Амурский судостроительный завод – выпускал бронекатера, торпедные катера, морские тральщики.

Авиационный завод №126 (ныне КнААЗ) – в годы воины изготавливал детали для Ил-4, а также бомбардировщики ДБ-3Ф.

Улан-Удэ

Улан-Удэнский авиационный завод - с 1943 года начал производить истребители Ла-5, с 1944 по 1946 год — истребителей Ла-7.

Владивосток

Центр судоремонта и строительства тральщиков и подводных лодок (в т.ч. доставка американских субмарин по ленд-лизу).

Завод «Металлист» – производство боеприпасов, ремонт оружия.

Хабаровск

Химическая промышленность, производство патронов, обмундирования и медикаментов. Заводы работали на эвакуированном оборудовании с западной части СССР.

Чита

Железнодорожный узел – важнейшая станция Транссиба для перевалки и формирования эшелонов на запад.

Читинские промышленные предприятия выпускали:

детали для бронетехники,

инструменты и запчасти,

обмундирование и кожаную амуницию.

Действовало более 10 эвакогоспиталей, принимавших раненых с фронта.

Благовещенск

Центр переработки продовольствия, кожи, текстиля, поставляемых на фронт.

Производство обуви и обмундирования для Красной Армии.

Расположение вблизи границы с Маньчжурией способствовало размещению тыловых служб.

Через город проходили поставки рыбы, мяса, зерна и лесоматериалов.

Биробиджан

Несмотря на малый размер, включён в оборонную экономику региона:

Производство продуктов питания и рабочей одежды.

Организация сбора средств и материальной помощи:

тёплая одежда,

пайки для фронта.

Уссурийск (до 1957 — Ворошилов)

Железнодорожный узел: формирование эшелонов с техникой и людьми.

Склады тыла, снабжение продовольствием.

Центр подготовки маршевых пополнений.

Артём

Центр угледобычи: обеспечение углём топливных нужд тыла.

Работа по обеспечению энергетики портов Владивостока и железных дорог.

Находка (статус города с 1950-х, но значимый посёлок портового типа в ВОВ)

Запасной порт для грузов.

Строительство приёмных мощностей для ленд-лиза.

(учитывается как развивающийся узел прифронтовой логистики)

Магадан

Центр золотодобычи, часть ресурсов направлялась на нужды фронта.

Через порт шли поставки на Чукотку и Камчатку.

Обеспечение арктических маршрутов.

Якутск

Поддержка северных маршрутов снабжения.

Рыбные и мясные поставки, а также транспорт оленей на нужды фронта (включая Карельский фронт).

Использовался как узел внутренней авиации и складирования.

Николаевск-на-Амуре

Судоремонт и постройка малых речных судов.

Поставки рыбы и морепродуктов в военные госпитали.

Приём эвакуированных и организация госпиталей.

Петропавловск-Камчатский

Камчатские рыболовецкие артели и флотилии поставили на фронт десятки тысяч тонн:

рыбы,

консервов,

морепродуктов.

Транспорт и логистика

Транссибирская магистраль

Главная артерия, по которой с Дальнего Востока доставлялись ресурсы, техника, люди. К 1942 году движение шло в круглосуточном режиме, до 30 воинских эшелонов в сутки.

Владивостокский порт

Основной порт по приёму грузов по ленд-лизу из США через Тихий океан.

За войну принято свыше 8 000 000 тонн грузов (по статистике Госкомиссии СССР по ленд-лизу).

Личный состав

После стабилизации обстановки из-за возникшей угрозы нападения и провокаций с японской стороны, в 1942–1945 гг. с Дальнего Востока на фронт отправились:

Более 600 000 военнослужащих

Включая знаменитые дивизии: 32-я, 39-я, 78-я, 413-я стрелковые дивизии.

Медицинская и продовольственная помощь

Хабаровск и Владивосток – крупные центры эвакогоспиталей (более 80 учреждений).

Поставки рыбных консервов, сахара, мяса на фронт — с Камчатки, Сахалина и Приморья.

Общий объём поставок через Дальний Восток:

Более 47% от всех грузов по ленд-лизу поступили по так называемому «тихооокеанскому маршруту».

@voin_dv