Девять лет – столько длилась разлука Богдана с матерью. Мальчик уехал из России в 2016 году, когда бабушка забрала его к себе на Украину. Причиной стали семейные трудности и болезнь отца. Семья планировала, что ребенок вскоре вернется домой, но началась пандемия, а затем – спецоперация. Все эти годы Богдан терпел насмешки и угрозы из-за того, что он русский, об этом он рассказал в разговоре с KP.RU.
- Я переехал жить к бабушке на Украину в Николаевскую область в 2016 году, мне тогда только 4 года было. Мой папа сильно болел, маме нужно было ухаживать за ним, времени на все не хватало. Поэтому меня к себе забрала бабушка. Думали, что как только все наладится – мама заберет меня обратно, но не вышло из-за всяких сложных ситуаций в мире.
Богдан вспоминает: еще до начала специальной военной операции, с самой начальной школы, он почувствовал, что значит быть «не своим».
- Проблемы начались сразу, как только я пошел в первый класс. И учителя, и одноклассники знали, что я гражданин России, начали травить. Поначалу ребята просто обзывались, не хотели общаться, старались вину за какие-то шалости на меня свалить. А им все верили, потому что я русский. Однажды даже полиция приезжала разбираться. Учителя занижали оценки, писали докладные по любому поводу.
Сейчас мальчик уже с мамой
Предоставлено героем публикации
Но со временем безобидные стычки с ровесниками превратились в угрозы. Общение с одноклассниками и вовсе сошло на нет.
- Когда началась спецоперация, к нашим соседям приехали беженцы из Одессы. Мой одноклассник общался с одним из них. Один раз я пошел рыбачить на речку, там с ними столкнулся. Парни стали приставать, пытались поставить меня на колени, говорили: «Пой гимн Бандеры, иначе мы тебя утопим». Я не стал, конечно. Послал их, удалось уйти.
Хотя село, где жил Богдан, не стало зоной активных боевых действий, летом 2024 года в населенный пункт зашло много украинских военных.
- Прошлым летом недалеко от нашего дома появился полигон, на выездах стояли блокпосты, а по улицам ходили украинские солдаты. Они для чего-то часто приезжали к нашей школе, старались пообщаться с детьми: давали из оружия пострелять, дрон запустить, бронежилет примерить. Я как-то спросил, для чего они это делают, ответили, что просто так – для развлечения.
Подобные ситуации стали происходить все чаще, травля сверстников не прекращалась. Богдан все чаще стал думать о том, что хочет только одного – вернуться домой в Россию. Мама мальчика обратилась уполномоченному по правам ребенка, при посредничестве Катара, и Красного Креста в июле 2025 года семья смогла воссоединиться.
- Все изменилось неожиданно. Маме позвонили и сообщили, что есть возможность забрать меня. Передача прошла на украинско-белорусской границе в «зеленом коридоре». Потом нас отвезли в Минск, а на следующий день мы вылетели в Москву, и только потом домой – в Краснодарский край. Я очень волновался, резкая смена обстановки, да и с мамой давно не виделся, но все прошло хорошо.
Мальчик уже успел адаптироваться к новой обстановке, впереди его ждут вступительные экзамены в школу.
- 26 августа я должен пойти сдавать экзамен по русскому языку и математике. Сказали, что если сдам их хотя бы на троечку, то меня возьмут в 8 класс, где я и должен учиться, а если завалю, то на класс меньше - в 7, чтобы мог нагнать программу. Пока что я стараюсь не думать о том, как будет проходить учеба, чтобы лишний раз не волноваться.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
13-летний мальчик вернулся к маме в Россию после долгих лет жизни на Украине
Трогательная встреча мамы и сына спустя 9 лет разлуки. Все эти годы Богдан жил у бабушки на Украине и родители не могли забрать его (подробности)