Так назвала передвижную фотовыставку её автор – журналист из Москвы Анастасия Кузнецова. Начавшая путешествие по Крыму экспозиция сейчас представлена в Свято-Николаевском соборе Евпатории, откуда уже завтра отправится в Дом офицеров ЧФ в Севастополь.
«Луч милости и правды»
Как поясняет Кузнецова, задача выставки – показать редкими архивными документами и фотографиями наиболее значимые события в 170-летней истории Братского некрополя, рассказать о его значимости в судьбе Севастополя, Крыма и всей России. Там, как известно, покоятся останки русских воинов, павших во время Крымской войны, а также моряков, погибших во время Великой Отечественной.
Сейчас в экспозиции 14 стендов. Планируется, что в дальнейшем она будет расширяться. Наряду с фотографиями редких архивных документов и историческими кадрами, связанными с 170-летней историей севастопольского Братского кладбища, в экспозицию вошли и современные авторские фотографии Кузнецовой.
– На фото запечатлены основные вехи в судьбе Братского кладбища и храма-памятника – история и современность, – говорит Анастасия. – Построенный над Братским кладбищем пасхальный храм-памятник – это символ победы жизни над смертью, символ воскресения. Храм, построенный по личному высочайшему указу императора Александра II, первым внёсшего в 1857 году деньги на его возведение, всегда любила и особо почитала своим вниманием царская семья. 13 (по старому стилю) августа 1870 года на освящение долгожданного храма не только собрались весь Черноморский флот и Севастополь, но и приехал лично младший брат императора – великий князь Константин Николаевич. Об этом событии газеты того времени писали так: «С самого утра, несмотря на сырую и дождливую погоду, сотни яликов скользили по гладкому лону бухты от Графской пристани до Куриной балки; тянулась вереница экипажей, а больше пешеходов, направлявшихся оттуда к кладбищу, мимо расположенных вблизи лагерей. Это было уже не переселение жителей и войска из полуразрушенного Севастополя, оставленного 15 лет тому назад врагам, а мирное поминовение пострадавших наших братий, в память которых воздвигнут величественный надгробный и, так сказать, общий Памятник».
Вовсе не ради красного словца автор репортажа назвал храм «общим». Деньги на его строительство и вправду собирали всей Россией. По словам Анастасии Кузнецовой, во время работы в архивах на глаза ей попалась личная благодарность императора Александра II крестьянке, жене писаря Симбирского уезда Евгении Матвеевой за присланные той пять рублей на восстановление разрушенных неприятелем севастопольских храмов.
– В 1858 году в главной газете Военного ведомства «Русский инвалид» можно было прочитать такие строки: «Севастополь – это Голгофа всей России, на которой огнём и кровью принесена очистительная жертва от всего Царства, где покоятся сонмы мучеников воинов», – отмечает Анастасия Кузнецова. – Отсюда и название выставки.
Освящавший храм-памятник в августе 1870 года архимандрит Херсонесского монастыря Евгений (Экштейн), обращаясь к присутствующим, отмечал: «Велико это поле годины севастопольской, но горестный посев дал жатву гобзованья (с церк.-слав. «изобилия». – Ред.): окрепла Русь Святая, и всех сынов её согрел луч милости и правды. Вселенная внимала громам севастопольским, огнём и кровию крестилась Русь в бою сем беспримерном, но из дымящихся развалин родного города зажглась звезда России обновлённой».
Связанные подвигом
Навсегда Свято-Никольский храм-памятник и Свято-Николаевский собор Евпатории связала и Великая Отечественная война.
– Сразу после окончания второго штурма Севастополя 4 января 1941 года 76 человек из состава 8-й бригады морской пехоты Черноморского флота под командованием полковника Владимира Вильшанского были откомандированы для формирования «особой десантной роты» – они стали участниками легендарного Евпаторийского десанта, – рассказывает автор выставки. – Незадолго до этого, в битве за 30-ю береговую батарею 28 декабря 1941-го, несколько часов эти бойцы провели на позициях, сосредоточившись в районе Братского кладбища.
Анастасия указывает на архивную фотографию, где на фоне Свято-Никольского храма запечатлён начальник артиллерии 4-го сектора Севастопольского оборонительного района Дмитрий Пискунов.
– Как видим, над храмом ещё возвышается крест, неподалёку располагается штаб обороны, – поясняет она. – По всей видимости, фото сделано весной 1942-го.
По замечанию Кузнецовой, соединяет Евпаторию и севастопольское Братское кладбище ещё и бессмертное имя генерала Степана Хрулёва, бюст которого над захоронением полководца встречает всех, кто входит на территорию некрополя.
– После окончания Крымской войны в городе местные караимы установили Памятник русским воинам на могиле павших при штурме Евпатории 5 (17 по новому стилю) февраля 1855 года, – напоминает Анастасия. – С 1860-го ежегодный общегородской крестный ход к этому памятнику проходил 29 августа (по старому стилю), в День памяти всех воинов, павших в поле боевом, когда, как писали в то время, «вся Россия совершала поминовение о воинах, павших на поле брани». Эту церковную и воинскую традицию также всегда чтили и в Свято-Никольском храме-памятнике на Братском кладбище, о чём свидетельствует самая известная фотография императора Николая II, сделанная там 29 августа 1909 года.
Исследовательское внимание Анастасии привлёк представленный в экспозиции кадр, на котором вместе с высшими морскими офицерами во время традиционной панихиды запечатлены император Николай II в сопровож-дении великого князя Александра Михайловича.
– Есть желание установить автора этой фотографии, – признаётся она. – Особенно когда я познакомилась с Людмилой Мазур, правнучкой известного севастопольского фотографа Михаила Мазура, бывшего личным придворным фотографом великого князя Александра Михайловича, дяди императора Николая II. Михаил Мазур крестился и венчался в Свято-Никольском храме! Трудно вообразить, чтобы, являясь придворным фотографом, он не запечатлел этот момент. Мы с Людмилой разделяем предположение, что кадр этот выполнен им.
Василий АКУЛОВ